Progress-servis55.ru

Новости из мира ПК
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Мчс защита населения от чс

Основы безопасности жизнедеятельности
9 класс

Урок 15
МЧС России — федеральный орган управления
в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности, а также координирующим деятельность федеральных органов исполнительной власти в указанной области.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТЫ

История создания МЧС России начинается с Постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1990 г., решением которого был образован Российский корпус спасателей на правах Государственного комитета РСФСР. Основные цели его создания: прогнозирование: предотвращение и ликвидация последствий, вызванных авариями, катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями и другими чрезвычайными ситуациями; координация деятельности министерств, ведомств и других органов управления в экстремальных условиях.

Позже Указом Президента РФ от 19 ноября 1991 г. на базе Госкомитета РСФСР по чрезвычайным ситуациям и Штаба ГО РСФСР был образован Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Через два года, 10 января 1994 г., этот госкомитет был преобразован в Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

В Положении о министерстве, утвержденном Постановлением Правительства РФ, указывалось, что оно является федеральным органом исполнительнои власти, осуществляющим руководство и координацию работ в области гражданской обороны. предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных авариями, катастрофами, в том числе радиационными, стихийными бедствиями с применением возможным противником средств поражения, проведением подводных работ особого назначения. В настоящее время в систему МНС России входят:

• региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациями и ликвидации последствий стихийных бедствий;
• органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
• Государственная противопожарная служба;
• войска гражданской обороны:
• образовательные, научно-исследовательские учреждения и иные организации, находящиеся в ведении МЧС России.

Для решения гуманитарных задач из части сил системы МЧС России создается российский национальный корпус чрезвычайного гуманитарного реагирования.

МЧС России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.

Фасад здания МЧС

Эмблема МЧС

Основными задачами МНС России являются:

• реализация единой государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности;
• осуществление по решению Президента и Правительства Российской Федерации мер по организации и ведению гражданской обороны, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию, в том числе за пределами страны;
• осуществление в соответствии с законодательством нормативного регулирования, специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России;
• осуществление управления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также координация деятельности федеральных органов исполнительной власти в указанной области;
• осуществление в установленном порядке сбора и обработки информации в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также обмена этой информацией.

МЧС России в пределах своей компетенции осуществляет следующие основные мероприятия:

• издает нормативные правовые акты по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и осуществляет контроль за их исполнением;
• проводит в установленном порядке проверки готовности министерств и ведомств к осуществлению мероприятий гражданской обороны;
• в случае возникновения чрезвычайных ситуаций запрашивает в установленном порядке от министерств и ведомств, субъектов РФ информацию, необходимую для выполнения возложенных на МЧС России задач;
• привлекает в установленном порядке отдельных специалистов и организации для участия в проведении государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной докумен- таций в области гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций;
• осуществляет государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности министерствами и ведомствами, органами исполнительной власти субъектов, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами, граж данами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в порядке, установленном законодательством;
• заключает в установленном порядке с международными и неправительственными организациями договоры, связанные с ликвидацией последствий стихийных бедствий и оказанием иностранным государствам гуманитарной помощи и др.

Приоритетными направлениями деятельности МЧС России на ближайший период являются:

• развитие и совершенствование в установленном порядке нормативной правовой базы единого государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности;
• разработка основных технических регламентов в области пожарной безопасности, гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и безопасности на водных объектах;
• развитие и совершенствование нормативной правовой базы и нормативно-методической базы в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС и пожарной безопасности на территориальном и местном уровнях в соответствии с современными требованиями федерального законодательства;
• совершенствование деятельности единых органов управления ГОЧС и ГПС на территориальном и местном уровнях;
• развитие и совершенствование единой дежурной диспетчерской службы на базе телефона 01 на региональном, территориальном и местном уровнях;
• повышение готовности авиации МЧС России и водных сил России для действий во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации;
• повышение защищенности критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры и населения страны от угроз природного, техногенного характера и террористических проявлений;
• осуществление комплекса мероприятий по защите населения, проживающего вблизи потенциально опасных объектов, в первую очередь химически и радиационно опасных;
• развитие и совершенствование единой государственной системы обучения всех категорий населения, популяризация знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности на водных объектах;
• улучшение обеспеченности населения средствами индивидуальной защиты и приборами радиационного и химического контроля;
• поддержание в готовности защитных сооружений гражданской обороны;
• разработка и совершенствование пожарной техники, позволяющей работать как в мегаполисах с высотными зданиями, так и в сельской местности, огнетушащих веществ, систем и средств пожарной автоматики, робототехники;
• обеспечение реализации первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов в целях снижения количества пожаров и сокращения числа погибших и пострадавших.

Пожарный расчет в боеготовности на заводе по уничтожению химического оружия в пос. Горный (Саратовская обл.)

Практические занятия по гражданской обороне курсантов Академии гражданской защиты (Москва)

Одним из важных направлений в деятельности МЧС России является совершенствование сил РСЧС и системы реагирования на чрезвычайные ситуации.

Основу функционирующей в круглосуточном режиме системы реагирования на чрезвычайные ситуации составляют силы постоянной готовности, в состав которых входят войска гражданской обороны, формирования Государственной противопожарной службы, поисково-спасательные формирования МЧС России, аварийно-спасательные службы и формирования других федеральных органов исполнительной власти, авиация и специальные подразделения.

Традиционно одним из важных направлений деятельности МЧС России остается формирование культуры безопасности жизнедеятельности населения, подготовка всех его категорий в области гражданской обороны, пожарной безопасности.

Не менее важным направлением в деятельности МЧС России является обеспечение безопасности людей на водных объектах.

Внимание!

В Российской Федерации ежегодная гибель людей на во дах составляет 14—16 тыс. чел.

Поэтому главной задачей Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России является: улучшение надзора и контроля за соблюдением правил пользования маломерными судами, пляжами и другими местами массового отдыха на водоемах.

Роль МЧС России в целях защиты населения от различных чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, в деле формирования общей культуры в области безопасности жизнедеятельности у населения и особенно среди учащейся молодежи неоспоримо эффективна и высока Мы уже все привыкли к тому, что в самых трудных ситуациях в любых регионах России первыми оказываются представители МЧС России.

Статистика

МЧС России постоянно прилагает максимум усилий для оказания помощи людям, попавшим в беду. Об этом убедительно свидетельст вуют сухие цифры, характеризующие деятельность МЧС России в 2006 г., приведенные в докладе министра МЧС России на Всероссийском сборе руководящего состава (декабрь 2006 г.).

Силами РСЧС было проведено более 16,6 тыс. спасательных операций, спасено более 100 тыс. человек; пожарные подразделения привлекались к тушению пожаров более 200 тыс. раз. Спасено на пожарах свыше 97 тыс. человек. В результате целенаправленной работы удалось добиться снижения общего числа пожаров по сравнению с 2005 г. на 4 %.

В 2006 г. силы и средства РСЧС эффективно действовали при пропуске весеннего половодья, ликвидации последствий разрушительного землетрясения в Корякском автономном округе, пожара на шахте «Центральная» в Читинской области, обрушения кровли Басманного рынка в Москве и других чрезвычайных ситуациях.

Инспекторами Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России совместно со спасателями проведено более 46 тыс. рейдов, выявлено и пресечено более 41 тыс. нарушений правил пользования водными объектами, спасено более 2,6 тыс. человек.

Вопросы

1. Когда и с какой целью в нашей стране было создано Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России)?

2. Какие основные задачи решает МЧС России по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени?

3. Какие силы МЧС России обеспечивают немедленное реагирование при возникновении чрезвычайной ситуации?

4. Какова роль МЧС России в современных условиях по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени?

5. Почему одним из важнейших направлений деятельности МЧС России является формирование культуры безопасности жизнедеятельности у всего населения страны?

Задание

Узнайте и запишите в дневнике безопасности номер единого телефона, по которому можно вызвать пожарную охрану и спасателей МЧС России.

МЧС РФ – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от ЧС»

В апреле 1992 г. для реализации государственной политики по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций постановлением Правительства РФ был образован Российский комитет по чрезвычайным ситуациям, преобразованный в 1994 г. в Министерство чрезвычайных ситуаций, осуществляющее свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России)является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

В состав МЧС России входят:

— территориальные органы — региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации;

— Государственная противопожарная служба;

— войска (военизированные формирования) гражданской обороны;

— Государственная инспекция по маломерным судам;

— аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования, образовательные, научно-исследовательские, медицинские, санаторно-курортные и иные учреждения и организации, находящиеся в ведении МЧС России;

— российский национальный корпус чрезвычайного гуманитарного реагирования (создается для решения гуманитарных задач за пределами Российской Федерации из части сил системы МЧС России).

Основными задачами МЧС России являются:

-выработка и реализация государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также безопасности людей на водных объектах в пределах компетенции МЧС России;

-организация подготовки и утверждения в установленном порядке проектов нормативных правовых актов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

-осуществление управления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, а также управление деятельностью федеральных органов исполнительной власти в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

-осуществление нормативного регулирования в целях предупреждения, прогнозирования и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также осуществление специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России;

-осуществление деятельности по организации и ведению гражданской обороны, экстренному реагированию при чрезвычайных ситуациях, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, обеспечению безопасности людей на водных объектах, а также осуществление мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию, в том числе за пределами Российской Федерации и другие.

Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами МЧС РФ в режиме повседневной деятельности, являются:

— изучение состояния окружающей среды и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;

— сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

— разработка и реализация целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;

— планирование действий органов управления и сил единой системы, организация подготовки и обеспечения их деятельности;

— подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

— пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

— руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

— проведение в пределах своих полномочий государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

— осуществление в пределах своих полномочий необходимых видов страхования;

— проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению и возвращению соответственно в места постоянного проживания либо хранения, а также жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях;

— ведение статистической отчетности о чрезвычайных ситуациях, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработке мер по устранению причин подобных аварий и катастроф.

Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами МЧС РФ в режиме повышенной готовности, являются:

— усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий;

-введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил единой системы на стационарных пунктах управления;

-непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам единой системы данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование населения о приемах и способах защиты от них;

— принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях;

— уточнение планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и иных документов;

— приведение при необходимости сил и средств единой системы в готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;

-восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

-проведение при необходимости эвакуационных мероприятий.

Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами МЧС в режиме чрезвычайной ситуации, являются:

— непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития возникшей чрезвычайной ситуации и её последствий;

— оповещение руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возникшей чрезвычайной ситуации;

— проведение мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации;

— организация работ по ликвидации чрезвычайной ситуации и всестороннему обеспечению действий сил и средств спасения, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникшей чрезвычайной ситуации;

— непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и в ходе проведения работ по ее ликвидации;

— организация и поддержание непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций по вопросам ликвидации чрезвычайной ситуации и её последствий;

— проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в чрезвычайной ситуации.

Заключение

— в Конституции Российской Федерации закреплены права граждан на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, возмещении ущерба, причиненного здоровью или имуществу;

— в России вопросы защиты человека при катастрофах природного и техногенного характера подняты на уровень государственной политики;

— формирование и реализация этой политики осуществляется с соблюдением основных принципов, главный из которых заключается в «приоритете жизни человека»;

— существует целый ряд Федеральных законов, регламентирующих деятельность в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, в частности «О безопасности», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О гражданской обороне», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», «О пожарной безопасности» и другие;

— в стране на сегодня сформировалась единая законодательная и нормативная правовая база в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, позволившая создать Единую государственную систему по предупреждению и ликвидации ЧС (РСЧС);

— Единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

— Единая система состоит из функциональных и территориальных подсистем;

— Единая система действует на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях;

— на каждом уровне Единой системы создаются: координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения;

— в режимах повседневной деятельности, повышенной готовности и режиме чрезвычайной ситуации существует перечень мероприятий, проводимых органами управления и силами Единой системы, главным образом МЧС;

— МЧС России — федеральный орган управления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

— состав МЧС России многоуровневый и включает в себя различные службы, учреждения и организации;

— к основным задачам МЧС России относятся: управление в области гражданской обороны, защита населения и территорий от ЧС, обеспечение пожарной безопасности, осуществление нормативного регулирования и другие;

— существует перечень мероприятий по защите населения и территорий, входящий в компетенцию МЧС России;

— обозначены приоритетные направления деятельности МЧС России.

Изучив материалы лекции «Правовые и организационные основы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций», проверьте свои знания, ответив на вопросы и выполнив указанные задания для внеаудиторной самостоятельной работы:

Законспектировать: определения, понятия, сокращения и термины.

Быть в готовности:устно и письменно ответить на вопросы:

1. Назовите основные принципы защиты населения и территорий от ЧС.

2. Перечислите основные задачи, возложенные на РСЧС.

3. Раскройте структуру МЧС в настоящее время.

4. Сформулируйте основные мероприятия, которые будут выполнять силы МЧС в режиме повседневной деятельности.

5. Сформулируйте основные мероприятия, которые будут выполнять силы МЧС в режиме повышенной готовности.

6. Сформулируйте основные мероприятия, которые будут выполнять силы МЧС в режиме ЧС.

7. Раскройте структуру РСЧС в настоящее время.

8. Перечислите Федеральные законы, в которых определены основные положения по защите населения от ЧС.

На основе анализа содержания принципов и задач в области защиты населения от ЧС мирного и военного характера обоснуйте возможность интеграции РСЧС и Гражданской обороны в единую систему гражданской защиты.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8826 — | 7636 — или читать все.

Защита населения в чрезвычайных ситуациях

4.1. Основы защиты населения в ЧС

Защита населения в чрезвычайных ситуациях включает совокупность взаимосвязанных по времени, ресурсам и месту проведения мероприятий РСЧС, направленных на предотвращение или предельное снижение потерь населения и угрозы его жизни и здоровью от поражающих факторов и воздействий источников чрезвычайной ситуации.

Это достигается путем проведения в жизнь комплекса мероприятий защиты, умелых, разумных и быстрых действий населения в условиях воздействия на него поражающих факторов источников ЧС.

Правовой основой защиты населения и территорий от ЧС является Федеральный закон от 21.12.94 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». В соответствии с этим Законом функционирует «Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)». В самом названии РСЧС заложена ее главная задача — предупреждение ЧС. Да, аварии надо не ждать, а предупреждать!

В настоящее время разрабатывается проект государственной политики в области управления рисками. Этой же задаче служит Федеральная целевая программа «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации».

Законом о защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера определены принципы, способы и основные мероприятия защиты. Рассмотрению этих вопросов и посвящена данная глава.

Принципы организации и способы защиты населения от ЧС

Принципы организации защиты от ЧС

Принципы защиты — это основные положения, которыми необходимо руководствоваться при организации защиты населения и территорий от ЧС.

Основными принципами защиты населения являются:

  • мероприятия по обеспечению безопасности проводятся заблаговременно на всей территории России (во всех городах, населенных пунктах и на всех объектах экономики), т. е. принцип заблаговременности (превентивности) проведения мероприятий защиты;
  • планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от ЧС должны проводиться с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения ЧС, т. е. принцип дифференцированного подхода в определении мероприятий защиты по регионам;
  • объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от ЧС должны определяться исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, т. е. принцип необходимой достаточности мероприятий защиты;
  • ликвидация ЧС должна осуществляться силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых сложилась ЧС, т. е. принцип самостоятельности ликвидации ЧС. Только для ликвидации крупномасштабных ЧС привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти;
  • все мероприятия по защите в ЧС должны выполняться, по возможности, параллельно (укрытие в защитных сооружениях, обеспечение СИЗ и эвакуация людей, оборудование подъездных путей, тушение пожаров, перекрытие магистральных газовых и с ОХВ трубопроводов и т. д.) с привлечением максимально возможного количества сил и средств, т. е. принцип комплексности проведения мероприятий защиты.

Реализация принципов защиты населения должна проводиться под руководством органов исполнительной власти всех уровней и руководителей объектов экономики, которые несут за это ответственность. Обязательным является неукоснительное соблюдение персоналом ОЭ и населением правил поведения и действий в ЧС.

В соответствии с принципом заблаговременности проведения мероприятий защиты отделы (управления) ГОЧС всех уровней должны выполнить следующую работу:

  • создать, проверить и поддерживать в постоянной готовности систему связи и оповещения персонала ОЭ и населения о ЧС;
  • организовать непрерывное наблюдение и контроль за обстановкой на ПОО и окружающей средой с целью раннего выявления возможного развития ЧС;
  • накопить фонд защитных сооружений для персонала ОЭ и населения;
  • спланировать и подготовиться к эвакуации персонала ОЭ и населения;
  • подготовить пункты временного размещения и длительного проживания эвакуируемых;
  • накопить необходимое количество средств индивидуальной защиты для обеспечения ими персонала ОЭ и населения;
  • организовать обеспечение защиты продовольствия, воды от различных видов заражения;
  • спланировать и отработать медико-профилактические и лечебно-эвакуационные мероприятия на случай ЧС;
  • спланировать и выполнить все мероприятия по обеспечению устойчивой работы ОЭ в условиях ЧС и другие работы.

Основные способы защиты от ЧС

Основными способами защиты персонала объектов экономики и населения в условиях возникновения ЧС являются:

  • инженерная защита, т. е. укрытие людей в защитных сооружениях;
  • эвакуация (рассредоточение) персонала объектов экономики и населения за пределы зоны ЧС;
  • использование средств индивидуальной защиты.

В зависимости от конкретных условий используется тот или иной способ защиты или несколько способов одновременно.

Однако следует заметить, что эффективность защиты не может быть достигнута только этими способами. Для их обеспечения проводится ряд мероприятий защиты как до выполнения этих способов, так и после их выполнения.

Весь комплекс мероприятий защиты ОЭ и населения в ЧС рассматривается в п. 4.1.2.

Комплекс мероприятий защиты объектов экономики и населения в ЧС

Комплекс мероприятий защиты объектов экономики и населения можно условно разделить на три группы:

  1. предупредительные мероприятия;
  2. защитные мероприятия;
  3. аварийно-восстановительные мероприятия (работы).

К предупредительным относятся мероприятия, проводимые заблаговременно:

  • предупреждение чрезвычайных ситуаций;
  • планирование защиты ОЭ и населения от ЧС;
  • создание фондов средств защиты, разведки, профилактики и обеззараживания;
  • обучение (подготовка) населения мерам защиты от ЧС;
  • подготовка сил и средств для ликвидации последствий ЧС.

К защитным мероприятиям относятся:

  • выявление и оценка обстановки в ЧС, в т. ч. путем радиационной, химической, инженерной и пожарной разведки;
  • оповещение персонала объектов и населения об угрозе возникновения или возникновении ЧС;
  • укрытие персонала ОЭ и населения в защитных сооружениях;
  • эвакуация (рассредоточение) персонала ОЭ и населения;
  • использование средств индивидуальной защиты;
  • дозиметрический и химический контроль;
  • медико-профилактические и лечебно-эвакуационные мероприятия;
  • определение и соблюдение режимов радиационной и химической защиты персоналом объектов экономики и населением;
  • организация охраны общественного порядка в зоне ЧС и др.

К аварийно-восстановительным работам (мероприятиям) относятся первоочередные работы в зоне ЧС по локализации отдельных очагов разрушений и повышенной опасности, по устранению аварий и повреждений на сетях и линиях коммунальных и производственных коммуникаций, созданию минимально необходимых условий для жизнеобеспечения населения, а также работы по санитарной очистке и обеззараживанию территории. Более подробно эти вопросы изложены в гл. 6.

Вопрос №2 МЧС России- федеральный орган управления в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющем управление в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности, а также координирующим деятельность федеральных органов исполнительной власти в указанной области.

В систему МЧС России входят:

— территориальные органы – региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в субъектах РФ;

— государственная противопожарная служба МЧС России;

— войска гражданской обороны;

— государственная инспекция по маломерным судам МЧС России;

— аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования, образовательные, научно-исследовательские, медицинские, санаторно-курортные и иные учреждения и организации, находящиеся в ведении МЧС России.

Для решения задач за пределами РФ при необходимости создается российский национальный корпус чрезвычайного гуманитарного реагирования.

МЧС России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями.

Основные задачи МЧС России:

• Выработка и реализация государственной политики в области государственной обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

• Осуществление по решению Президента РФ и Правительства РФ мер по организации и ведению гражданской обороны, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию, в том числе за пределами России;

• Организация подготовки и утверждения в установленном порядке проектов нормативных правовых актов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

• Осуществление управления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах;

• Осуществление нормативного регулирования в целях предупреждения, прогнозирования и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также выполнения специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций по вопросам, отнесенных к компетенции министерства;

• Деятельность по организации и ведению гражданской обороны, экстренное реагирование в случае наступления чрезвычайных ситуаций, защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров.

МЧС России в пределах своей компетенции осуществляет следующие основные мероприятия:

• Издает нормативные правовые акты по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и осуществляет контроль за их исполнением;

• Проводит в установленном порядке проверку готовности министерств и ведомств к осуществлению мероприятий по гражданской обороны;

• В случае возникновения чрезвычайных ситуаций запрашивает в установленном порядке от министерств и ведомств, информацию, необходимую для выполнения возложенных на МЧС России задач;

• Привлекает в установленном порядке отдельных специалистов и организации для участия в проведении государственной экспертизы градостроительной, проектной документации в области ГО и предупреждения ЧС;

• Осуществляет государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности всеми Министерствами, организациями и должностными лицами, а также иностранными лицами и лицами без гражданства;

• Заключает в установленном порядке с международными и неправительственными организациями договоры о ликвидации последствий стихийных бедствий, оказанию гуманитарной помощи.

Приоритетными направлениями деятельности МЧС России на ближайший период являются:

• Развитие и совершенствование нормативной правовой базы гос. надзора в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС и пожарной безопасности;

• Разработка основных технических регламентов в области пожарной безопасности, ГО , ЧС , а также безопасности на водных объектах;

• Развитие и совершенствование единой дежурной диспетчерской службы на базе телефона «01» на региональном, территориальном и местном уровне;

• Создание и развитие общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в целях обеспечения личной и общественной безопасности;

• Повышения защищенности критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры и населения страны от угроз природного и техногенного характера, террористических проявлений;

• Осуществления комплекса мероприятий по защите населения, проживающего вблизи потенциально опасных объектов (химически и радиационно опасных);

• Повышение эффективности работы по спасению пострадавших в ДТП;

• Повышение обеспеченности населения средствами индивидуальной защиты и приборами радиационного и химического контроля;

• Поддержания в готовности защитных сооружений ГО;

• Разработка и совершенствование пожарной техники;

• Существенное уменьшение погибших и пострадавших при пожарах и др.

Вопросы для самоконтроля:

1.Перечислите основные задачи, решаемые Российской системой предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях ( РСЧС).

2.Какими основными правами обладают граждане РФ в области защиты от чрезвычайных ситуаций?

3. Расскажите о предназначении и структуре МЧС России.

4.Какие задачи в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций возложены на МЧС России?

Читать еще:  Коллоидная защита золей
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector