Progress-servis55.ru

Новости из мира ПК
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Основы обеспечения защиты государственной тайны

Правовые основы защиты государственной тайны

Государственная тайна — защищаемые государством сведения в области его военной, вшнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Носители сведений, составляющих государственную тайну — материальные объекты, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отражение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов.

Принципы засекречивания информации.

1. Принцип законности: конкретная информация должна соответствовать перечню сведений, составляющих государственную тайну.

2. Принцип обоснованности: целесообразность отнесения указанных сведений к государственной тайне устанавливается путем экспертной оценки вероятного ущерба интересам государства и общества и на основании баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства.

3. Принцип своевременности:

— засекречивание с момента получения сведений;

4. Принцип обязательной защиты: сведения защищаются компетентными на то органами.

Перечень сведений, составляющих государственную тайну:

1) сведения в военной области:

— о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных Федеральным законом «Об обороне», об их боевой и мобилизационной готовности, создании и использовании мобилизационных ресурсов;

— о планах строительства Вооруженных Сил РФ, других войск РФ, направлениях развития вооружения и военной техники, содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники;

— о разработке, технологии, производстве, объемах производства, хранении, утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся ядерных материалов, используемых в ядерных боеприпасах, о технических средствах и (или) методах защиты ядерных боеприпасов от несанкционированного применения, а также о ядерных энергетических и специальных физических установках оборонного значения;

— о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники, о свойствах, рецептурах или технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения;

— о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов;

— о дислокации, действительных наименованиях, организационной структуре, вооружении, численности войск и состояния их боевого обеспечения, а также о военно-политической и (или) оперативной обстановке;

2) сведения в области экономики, науки и техники:

— о содержании планов подготовки РФ и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники, объемах производства, поставок, запасах стратегических видов сырья и материалов, а также о размещении, фактических размерах и об использовании государственных материальных резервов;

— об использовании инфраструктуры РФ в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства;

— о силах и средствах гражданской обороны, дислокации, предназначении и степени защищенности объектов административного управления, степени обеспечения безопасности населения, о функционировании транспорта и связи в РФ в целях обеспечения безопасности государства;

— об объемах, планах (заданиях) государственного оборонного заказа, выпуске и поставках (в денежном или натуральном выражении) вооружения, военной техники и другой оборонной продукции, наличии и наращивании мощностей по их выпуску, связях предприятий по кооперации, о разработчиках или изготовителях указанных вооружения, военной техники и другой оборонной продукции;

— о достижениях науки и техники, научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства;

— о запасах платины, металлов платиновой группы, природных алмазов в Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, Центральном банке РФ, а также об объемах запасов в недрах, добычи, производства и потребления стратегических видов полезных ископаемых РФ (по списку, определяемому Правительством РФ);

3) сведения в области внешней политики и экономики:

— о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности РФ, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;

— о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задолженности), а также о финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;

4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности:

— о силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;

— о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность;

— об организации, силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;

— о системе президентской, правительственной, шифрованной, в том числе кодированной и засекреченной связи, о шифрах, разработке, изготовлении шифров и обеспечении ими, методах и средствах анализа шифровальных средств и средств специальной защиты, об информационно-аналитических системах специального назначения;

— о методах и средствах защиты секретной информации;

— об организации и фактическом состоянии защиты государственной тайны;

— о защите Государственной границы РФ, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ;

— о расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением обороны, безопасности государства и правоохранительной деятельности в РФ;

— о подготовке кадров, раскрывающие мероприятия, проводимые в целях обеспечения безопасности государства.

Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений.

Устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно».

Степени секретности:

1. Особая важность — сведения, разглашение которых может нанести ущерб интересам РФ (лицам, допущенным к сведениям, имеющим гриф «Особая важность», устанавливается компенсация в размере 30% надбавки к заработной плате).

2. Совершенно секретно — сведения, разглашение которых может нанести ущерб, может быть причинен министерствам и ведомствам (лицам, допущенным к сведениям, имеющим гриф «Совершенно секретно», устанавливается компенсация в размере 25% к заработной плате).

3. Секретно — ущерб, причиненный предприятиям, учреждениям, организациям (лицам, допущенным к сведениям, имеющим гриф «Секретно», устанавливается компенсация в размере 10% к заработной плате). Следует отметить, что до 1991 г. такого рода сведения относились к служебной тайне.

Читать еще:  Защита от теплового излучения

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8826 — | 7636 — или читать все.

Энциклопедия

Защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведыватель¬ной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ.

В РФ к Г.т. могут быть отнесены следующие сведения:
в военной области: о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию ВС РФ, об их боевой и мобилизационной готовности, о создании и использовании мобилизационных ресурсов; о планах строительства ВС РФ, направлениях развития вооружения и военной техники, содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских работ, и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники; о разработке, технологии, производстве, об объемах производства, о хранении, об утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, делящих ядерных материалов, используемых в ядерных боеприпасах, о технических средствах и методах защиты ядерных боеприпасов от несанкционированного применения; о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники, о свойствах, технологии производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения; о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуатации; о дислокации, действительных наименова¬ниях, об организационной структуре, вооружении, чис¬ленности войск и состоянии их боевого обеспечения, а также о военно-политической и оперативной обстановке;

в области экономики, науки и техники: о содержании планов подготовки РФ и её отдельных регионов к возможным военным действиям, о мобилизационных мощностях промышленности, о запасах стратегических видов сырья и материалов; о силах и средствах гражданской обороны, о дислокации, предназначении и степени защищённости объектов административного управления; об объемах, о планах государственного заказа, о достижениях науки и техники, о научно-иссле¬довательских, об опытно-конструкторских, о проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение; об объемах стратегических видов полезных ископаемых РФ и др.;

в области внешней политики и экономики: о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности РФ, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства; о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщённых показателей по внешней задолженности) и др.;

в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности: о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах их деятельности; о сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с этими органами; об организации, о силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны, о финансировании этой деятельности, о системе президентской, правительственной, шифрованной, в том числе кодированной и засекреченной связи, о шифрах; о метода и средствах защиты секретной информации; об организации и о фактическом состоянии защиты Г.т.; о защите государственной границы РФ; о расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением обороны, безопасности государства и правоохранительной деятельности в РФ и другие.

Отнесение сведений к Г.т. и их засекречивание осуществляется на основе Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, который формирует Межведомственная комиссия по защите Г.т.

На основе этого перечня в МО РФ разрабатываются развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию, которые вводятся в действие приказом МО РФ.

Законом «О государственной тайне» определены сведения не подлежащие отнесению к Г.т. и засек-речиванию: о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях; о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности; о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям; о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина; о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах РФ; о состоянии здоровья высших должностных лиц РФ; о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Установлено три степени секретности сведений, составляющих Г. и в.т., и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно».

На носители сведений, составляющих Г.т., нано¬сятся реквизиты, включающие следующие данные: о степени секретности, содержащихся в носителе сведений со ссылкой на соответствующий пункт действую-щего в МО перечня сведений, подлежащих засекречиванию; об организации, осуществившей засекречивание носителя; о регистрационном номере; о дате или условии рассекречивания сведений. При невозможности нанесения таких реквизитов на носитель, эти данные указываются в сопроводительной документации на этот носитель. Если носитель содержит составные части с различными степенями секретности, то носителю в целом присваивается гриф секретности, соответствующий тому грифу секретности, который присваивается его составной части, имеющей высшую для данного носителя степень секретности сведений.

Допуск лиц к Г.т. осуществляется в доброволь¬ном порядке и предусматривает: принятие на себя обя-зательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих Г.т.; согласие на частичные временные ограничения их прав в соответствии со ст.24 «Закона о государственной тайне»; письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий; определение видов, размеров и порядка представления льгот, предусмотренных указанным Законом; ознакомление с нормами законодательства РФ о Г.т., предусматривающими ответственность за его нарушение; принятие решения командиром (начальником штаба) воинской части о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим Г.т.. Взаимные обязательства командования воинской части и оформляемого лица отражаются в контракте (трудовом договоре) об оформлении допуска к Г.т.. Заключение контракта (трудового договора) до окончания проверочных мероприятий не допускается.

Устанавливается три формы допуска к Г.т. должностных лиц и граждан, соответствующие трем степе-ням секретности сведений, составляющих Г.т. Допуск военнослужащих и лиц гражданского персонала ВС РФ к Г.т.осуществляется на основе Инструкции, введенной приказом МО РФ.

С целью защиты Г.т. в ВС РФ создана система защиты Г.т., совокупность органов защиты Г.т., используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих Г.т., и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях.Основными органами защиты Г.т. в РВСН являются службы защиты Г.т. рода войск, объединений, соединений и частей (мобильных комплексов). Службы созданы для осуществления защиты Г.т. – основного вида деятельности органов управления РВСН и предназначены для обеспечения эффективного функционирования системы защиты Г.т., непосредственного проведения мероприятий по защите Г.т., координации деятельности структурных подразделений органов управления войсками по вопросам защиты Г.т. в пределах своей компетенции. Служба защиты государственной тайны Ракетных войск стратегического назначения создана 1 октября 2003.

Читать еще:  Устройство системы противодымной защиты

Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства РФ о Г.т., несут уголовную, адми¬нистративную гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-I «О государственной тайне» (с изменениями и дополнениями)

Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-I
«О государственной тайне»

С изменениями и дополнениями от:

6 октября 1997 г., 30 июня, 11 ноября 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 1 декабря 2007 г., 18 июля 2009 г., 15 ноября 2010 г., 18, 19 июля, 8 ноября 2011 г., 21 декабря 2013 г., 8 марта 2015 г., 26 июля 2017 г., 29 июля 2018 г.

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Закону

ГАРАНТ:

См. комментарии к преамбуле настоящего Закона

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.

Президент Российской Федерации

Москва, Дом Советов России

21 июля 1993 года

Закон регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности РФ.

Положения Закона обязательны для исполнения на территории РФ и за ее пределами органами представительной, исполнительной и судебной властей, МСУ, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, должностными лицами и гражданами РФ, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять требования законодательства РФ о государственной тайне.

Под государственной тайной понимаются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ.

Определены полномочия органов государственной власти и должностных лиц в области отнесения сведений к государственной тайне и их защиты. Самостоятельный раздел Закона закрепляет перечень сведений, которые могут быть отнесены к государственной тайне.

Засекречивание сведений и их носителей — это введение для сведений, составляющих государственную тайну, ограничений на их распространение и на доступ к их носителям. Оно осуществляется в соответствии с принципами законности, обоснованности и своевременности. Определены сведения, не подлежащие засекречиванию (о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, преступности и др.).

Устанавливаются три степени секретности и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей сведений: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно».

Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с их отраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежностью руководителями органов государственной власти в соответствии с Перечнем должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, утверждаемым Президентом РФ. Для осуществления единой государственной политики в области засекречивания сведений межведомственная комиссия по защите государственной тайны формирует Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне.

Рассмотрены вопросы ограничения прав собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан РФ на информацию в связи с ее засекречиванием, порядка засекречивания сведений и их носителей, реквизитов носителей сведений, составляющих государственную тайну.

Законом регламентирован и порядок рассекречивания сведений и их носителей — снятия ранее введенных ограничений на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на доступ к их носителям. Основаниями для рассекречивания сведений являются: взятие на себя РФ международных обязательств по открытому обмену сведениями, составляющими в РФ государственную тайну; изменение объективных обстоятельств, вследствие которого дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, является нецелесообразной. Закреплены положения о распоряжения сведениями, составляющими государственную тайну.

Определены органы защиты государственной тайны. Допуск должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке. Допуск лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Устанавливается три формы допуска к государственной тайне: к сведениям особой важности, совершенно секретным или секретным. Наличие у должностных лиц и граждан допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа их к сведениям более низкой степени секретности.

Определены основания для отказа в допуске к государственной тайне, условия прекращения допуска. Рассмотрены вопросы ограничения прав лиц, допущенных или ранее допускавшихся к государственной тайне, организации доступа к таким сведениям и ответственности за нарушение законодательства о государственной тайне.

Средства защиты информации должны иметь сертификат, удостоверяющий их соответствие требованиям по защите сведений соответствующей степени секретности. Координация работ по организации сертификации средств защиты информации возлагается на межведомственную комиссию по защите государственной тайны.

Финансирование деятельности органов государственной власти, бюджетных предприятий, учреждений и организаций и их структурных подразделений по защите государственной тайны осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, а остальных предприятий, учреждений и организаций — за счет средств, получаемых от их основной деятельности при выполнении работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

За обеспечением защиты государственной тайны предусмотрены парламентский, межведомственный и ведомственный контроль, а также прокурорский надзор.

Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-I «О государственной тайне»

Настоящий Закон вводится в действие с момента его опубликования, за исключением положений части первой статьи 17 и части первой статьи 27 настоящего Закона о предоставлении предприятиям, учреждениям и организациям лицензий на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, которые вводятся в действие не позднее 1 января 1995 г.

Текст Закона опубликован в «Российской газете» от 21 сентября 1993 г. N 182, в газете «Российские вести» от 30 сентября 1993 г. N 189, в «Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации» от 21 сентября 1993 г. N 38 ст. 1480

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 256-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 августа 2018 г.

Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 193-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 23-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 сентября 2015 г.

Читать еще:  Защитный диод принцип работы

Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 377-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.

Федеральный закон от 15 ноября 2010 г. N 299-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2009 г. N 180-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 318-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 294-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. N 153-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении трех месяцев со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г

Федеральный закон от 6 октября 1997 г. N 131-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

11. Правовые основы защиты информации и государственной тайны

11.2. Правовые основы защиты государственной тайны

В соответствии с Федеральным законом от 20.02.95 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» вся документированная информация делится на открытую и информацию с ограниченным доступом.

Под информацией с ограниченным доступом понимается информация, доступ к которой ограничен в соответствии с законом с целью защиты прав и законных интересов субъектов права на тайну.

Она, в свою очередь, подразделяется на государственную тайну и конфиденциальную информацию.

В перечень сведений конфиденциального характера входит шесть видов информации, утвержденных Указом Президента РФ от 6.03.97 г. № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера»:

1) персональные данные – сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность, за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях;

2) тайна следствия и судопроизводства;

3) служебная тайна – служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с ГК РФ и федеральными законами;

4) профессиональная тайна – сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений и т.д.);

5) коммерческая тайна – сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с ГК РФ и федеральными законами;

6) сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

Государственная тайна – это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Перечень сведений, составляющих государственную тайну – это совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством.

Этот перечень закреплен в ст. 5 Федерального закона «О государственной тайне» № 5485-I от 21.07.93 г. (в ред. от 29.06.2004 г.). При этом на основании ст. 7 этого же закона из данного перечня исключаются следующие сведения, которые не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию:

1) о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;

2) состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства и преступности;

3) привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, организациям;

4) фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;

5) размерах золотого запаса и государственных валютных резервах РФ;

6) состоянии здоровья высших должностных лиц РФ;

7) фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Государство в отношении сведений, составляющих государственную тайну, имеет право:

1. Устанавливать степень секретности информации и гриф секретности носителей этих сведений в соответствии со степенью тяжести возможного ущерба в случае их распространения:

особой важности (ОВ) – ущерб интересам Российской Федерации;

совершенно секретно (СС) – ущерб интересам министерства (ведомства) или отрасли экономики;

секретно (С) – ущерб интересам предприятия, учреждения или организации.

2. Рассекречивать сведения, составляющие государственную тайну.

3. Разрешать и прекращать допуск граждан, должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций к государственной тайне с ограничением их прав и законных интересов в установленном законом порядке.

Допуск к государственной тайне – это процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций – на проведение работ с использованием таких сведений.

4. Разрешать доступ лиц, имеющих допуск к государственной тайне, к конкретным сведениям, составляющим государственную тайну.

Доступ к государственной тайне – это санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну.

5. Ограничивать право собственности российских предприятий, учреждений, организаций и граждан РФ на информацию в связи с ее засекречиванием.

6. Распоряжаться сведениями, составляющими государственную тайну (передавать другим государственным органам РФ, предприятиям, учреждениям, организациям, а также другим государствам).

7. Требовать соблюдения законодательства о государственной тайне от органов государственной власти, предприятий, учреждений или организаций, их должностных лиц и граждан РФ.

8. Требовать обязательной сертификации средств защиты информации на соответствие требованиям защиты сведений определенной степени секретности (проводят Гостехкомиссия при Президенте РФ, ФСБ, МО РФ).

9. Требовать привлечения к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства о государственной тайне.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector